Премьера фильма с газетой «Реут»: как Надя пошла за Цыгановым | [ Реут - последние новости

30 октября 2020, 14:58

Премьера фильма с газетой «Реут»: как Надя пошла за Цыгановым

Премьера фильма с газетой «Реут»: как Надя пошла за Цыгановым

РЕУТОВ. 30 октября. IN-REUTOV.RU

29 октября в широком прокате состоялась премьера российского фильма с интригующим названием «Как Надя пошла за водкой». Тот, кто не знал, что это продолжение короткометражки Владимира Мирзоева «Русская смерть», выходившей два года назад как часть альманаха «Время женщин», сразу представил себе либо фильм ужасов о злоключениях Нади по пути до ближайшего магазина, либо комедию о жизни русской глубинки. Сюжеты в целом были бы схожи. Однако фильм оказался гораздо глубже своего, на первый взгляд, легкомысленного названия.

Две сестры — Надя (Надежда Игошина) и Валя (Евгения Соляных) променяли жизнь в городе на жизнь в деревне. Красавица Надя видит смысл своей жизни в украшении мира своей персоной, изредка ездит в город на вечеринки и мечтает однажды поймать птицу счастья, хотя ничего для этого не делает. Валя — строгая, умная серая мышка в вязаном свитере и очках, любительница метафизических бесед. Душа ее тоже рвется в облака, но на валином пути стоит сельпо и нецензурная брань соседей. Дом ветшает, забор покосился, электричество периодически отключают, а вместе с засиженной мухами кухонной лампочкой время от времени гаснет и свет в конце тоннеля.

Если бы Чехов был нашим современником, то фильм Мирзоева пришелся бы ему по душе. Тут вам и «Дом с мезонином», и «Три сестры», и «Вишневый сад»: пустота, пошлость, красивое словоблудие и неизбежное духовное умирание при огромном потенциале — у одной героини ум, у другой красота. Кажется, жизнь в глуши вот-вот похоронит и то, и другое, но Мирзоев дает сестрам шанс на духовное спасение. Хоть и выглядит этот шанс довольно таки странно.

С одной из вечеринок Надя возвращается в компании с неким Алексеем (Евгений Цыганов). Он живет в городе, по меркам сестер в роскошной квартире, но его свет в конце тоннеля тоже вот-вот погаснет. По словам Алексея, он ненавидит жену, с тоски пьет, закрывшись в шкафу, мечтает о незнакомке в парке и тоже ничего не делает, чтобы изменить свою опостылевшую жизнь. В общем, мужичок неплохой, интеллигентный. «Надо брать», - решают сестры. Вопреки тому, что притягиваются обычно противоположности, в фильме Мирзоева сошлись люди очень похожие. В одной из сцен они втроем оказываются на очень тесной кухне деревенского дома и ведут диалоги, местами комичные, местами грустные, но настолько точно отражающие жизнь заблудших душ, что скорее всего разлетятся на цитаты. Создается впечатление, что в основе сценария лежит пьеса, которую актеры мастерски разыгрывают. Герои даже сидят не лицом друг к другу, а рядом, словно напротив них — зрительный зал.

Героев на кухне трое. И казалось бы, намечается любовный треугольник. Надя уходит за водкой, Валя с Алексеем остаются вдвоем, им ничего не мешает, и вот это уже почти Ремарк... Но Надя пошла за водкой, а не за кальвадосом, поэтому получилось все не как у Ремарка, а как «в глупом несмешном кино». Пьющий, сирый и убогий Алексей уже не способен ни на какую искру. Маленький, лишний человек, боящийся взглянуть в глаза своей «псине» в велюровом костюме, испугался роли луча в темном царстве, потому что неизвестно, чье царство темнее: его или Валино. Тогда Валя решает пропустить все эти слащавые глупости и уже прикидывает, сможет ли Алексей хотя бы починить забор. Наде тоже хотелось бы красивых ухаживаний и подарков, но она понимает, что Алексей беден, причем не только на проявления чувств. А самому Алексею хотелось бы только одного. И совсем не того, о чем все подумали. «Где водка?!» - периодически с тревогой спрашивает он Валю. Ситуация до того абсурдна, что какое-либо действие дальше исключено. Тем не менее, русские женщины не сдаются и решают, что если им не суждено спасти себя, то можно попробовать спасти хотя бы Алексея.

Фильм заканчивается неудачной попыткой отбить тварь дрожащую Алексея у «псины». Водки нет, электричество отключили, героини жгут перед домом книги, а «псина» за весь фильм даже не встала с дивана, утерев при этом нос и мечтательницам из глуши, и своему мужу, который тоже вдруг размечтался. «Псина» - это сила без мечты, а Алексей — мечта без силы. И сразу понятно, кому из них придется жить в шкафу.

Фильм Мирзоева, с одной стороны, - шарада. Искать в нем черты классических пьес можно бесконечно, как в сюжете, так и в деталях. С другой, он - не повторение пройденного. Вечные вопросы о духовности, смысле жизни, мечтах, которые должны рано или поздно превращаться в цели, иначе им не сбыться, усилены здесь современными реалиями. «Как Надя пошла за водкой» позиционируется как драма, но все же свет не гаснет. Он в самих сестрах. Автор фильма неслучайно назвал их Надежда (иначе мечта) и Валентина (от латинского - «сила»), а это как раз нужное соединение, имеющее право на жизнь.

Дарья НЕДОШИВИНА