Премьера с газетой «Реут»: Один день Елизаветы Петровны

23 октября 2020, 10:58

Премьера с газетой «Реут»: Один день Елизаветы Петровны

22 октября состоялась премьера российского фильма «Доктор Лиза». Фильм рассказывает об одном дне из жизни Елизаветы Глинки, врача-реаниматолога, правозащитницы, главы общественной организации «Справедливая помощь». Доктор Лиза, как называли ее многочисленные друзья, коллеги и подопечные, трагически погибла 25 декабря 2016 года в авиакатастрофе под Сочи. В память о ней режиссер Оксана Карас и актеры, получившие роли в нем отнюдь не по итогам кинопроб, а из-за сопричастности к делу Елизаветы Глинки, поставили фильм, который обязан посмотреть каждый человек, как ни громко бы это не звучало.
«Доктор Лиза» не является киношедевром, иностранцы, например, вообще не поймут весь этот загадочный русский альтруизм. Тем не менее, в наше странное время, когда многочисленные коучи и психологи пишут статьи о том, как научиться говорить «нет», возлюбить себя и перестать жить чужими проблемами, такие картины необходимы, иначе человечество просто обречено на гибель.
Дня, о котором идет речь в фильме «Доктор Лиза», не существовало. Здесь не запечатлен момент ее звездного часа и это не день ее трагической гибели. Это день, который она проживала постоянно: помогая другим, жертвуя своими интересами, а иногда ставя человеческую мораль выше закона. Как тут не вспомнить Солженицына и его «Один день Ивана Денисовича»?
Готовясь отметить тридцатилетие свадьбы с мужем Глебом, Елизавета Глинка заезжает на Павелецкий вокзал, где Фонд доктора Лизы «Справедливая помощь» организовывает раздачу еды для бездомных. А дальше ее жизнью начинает руководить телефон, который постоянно звонит, потому что помощь нужна многим.
фотография сейчас недоступна
Собственно весь сюжет — это череда страждущих: голодные бомжи, больные дети, запутавшиеся в своих проблемах взрослые. Доктор Лиза перемещается от одного к другому, она исцеляет, обнимает, помогает, забывая о своем празднике и живя чужими проблемами, о которых так настоятельно просят забыть коучи.
На первый взгляд фильм может показаться современным переложением «Доктора Айболита», но это не так. Сегодня тема врачей особенно актуальна, и некая личность с медицинским образованием, да еще и погибшая в расцвете лет, вполне могла бы стать чуть ли не иконой. Однако, образ Елизаветы Глинки здесь далек от канонизации, и героиня совсем не выглядит блаженной. Во многом благодаря игре Чулпан Хаматовой, которая лично знала доктора Лизу и работала с ней на одном поприще благотворительности, экранная Елизавета Глинка не превратилась ни в супер-героя, ни в мученицу. Она обычный человек, который умеет плакать, радоваться и даже слать на три буквы, когда представители власти ставят закон выше детской жизни.
Кого-то она раздражает, а, украв из больницы морфин для умирающего ребенка, формально и вовсе становится преступницей. Интересный факт, что врача, который закрывает глаза на этот поступок, играет Константин Хабенский, тоже активно занимающийся благотворительностью.
фотография сейчас недоступна
По сюжету на стороне закона в истории с морфином выступает герой Андрея Бурковского опер Колесов. Он должен арестовать доктора Лизу за кражу наркотиков, но оказывается с ней в квартире того самого ребенка, где мать в полузабытьи пытается сварить спасительнице кофе и случайно поджигает рукав своей кофты, даже не замечая этого. Видя этот ужас, герой Бурковского переживает удивительную метаморфозу. Он понимает, что закон не всегда прав. Более того, иногда он чудовищно неправ. И с этого момента можно считать, что в полку Лизы Глинки прибыло.
В фильме сталкиваются две правды: «людям нужно помогать» и «люди сами виноваты в своих проблемах». Но антагонисты доктор Лиза и Колесов в результате понимают, что одно не исключает другого, что и разрешает весь конфликт. По крайней мере между ними.
фотография сейчас недоступна
Трагедия самой Елизаветы Глинки в фильме не показана. Помощь она оказала всем нуждающимся, родственники, оставшиеся без праздника, тоже вошли в положение. Тем не менее, фильм позиционируется как драма. Во-первых, в отличие от экранной Лизы, мы знаем, как внезапно оборвется ее собственная жизнь. А во-вторых, страшно становится от мысли, что ежедневно тысячам людей, живущим в одном городе с нами, бывает нужна помощь. И на всех ли найдется такой человек, как доктор Лиза?
Дарья НЕДОШИВИНА