Педагог-новатор Игорь Волков из Реутова разработал свою систему поиска и обучения юных талантов | [ Реут - последние новости

27 апреля 2022, 09:08

Педагог-новатор Игорь Волков из Реутова разработал свою систему поиска и обучения юных талантов

Педагог-новатор Игорь Волков из Реутова разработал свою систему поиска и обучения юных талантов

Игорь Павлович Волков опередил время в профессии учителя. Его инновационые методики обучения продолжают использоваться и в наши дни. Уроки рисования, черчения и труда, которые он вел, его ученики помнят до сих пор.

Игорь Волков начал работать в реутовской школе №2 в шестидесятые годы и трудился в ней 30 лет. Именно здесь получил звание заслуженного учителя РСФСР и отсюда ушел на пенсию.

В школе он создал оркестр народных инструментов, который посещали более 100 человек. Вел писательский кружок, занимался штангой со старшеклассниками, ходил с ними в пешие и велопоходы, выбирался с учениками рисовать на природу.

В 1967 году им была создана система развития индивидуальных склонностей и способностей школьников.

- Практически все учащиеся обладают творческими способностями, которые можно развивать в процессе учебной деятельности. Задача школы – выявлять и развивать их, - объяснял Игорь Павлович.

В те годы в советских школах обучение велось по строгой системе: темы, разделы, параграфы. Тогда еще и подумать не могли о вспомогательных технических средствах на уроках. Это сейчас для нас привычно видеть в классах компьютеры и электронику, а тогда даже диапроектор был в диковинку. Игорь Волков был первым, кто в 1970 году стал использовать в Реутове на уроках рисования кинокамеру и даже кассетный магнитофон.

Развивающее обучение «по Волкову» получило название «Школа творчества». Три важных принципа, которыми руководствовался педагог-новатор, очень нравились детям. Ученики изучали общую для всех базовую программу, затем посвящали себя тому творческому процессу, который им нравился. Третьим важнейшим педагогическим изобретением Волкова стала идея выявления, учета и развития творческих способностей через конкретные приемы, получившие названия «творческие комнаты» и «творческие книжки».

Учитель организовал в школе творческие комнаты, посещение которых было для учащихся свободным. С момента своего создания они не пустовали. Здесь во внеурочное время ученики с учителями создавали модели, скульптуры, макеты, разрабатывали шаблоны. В них ребята писали свои первые рассказы, рисовали свои первые картины. Ученик любого класса мог прийти в тематическую комнату и заниматься тем направлением, к которому больше лежит душа.

Нововведением для тех лет стали «творческие книжки школьника», созданные Волковым. Это был своеобразный документ, в котором фиксировались все самостоятельные достижения учащихся. В ней учителя давали характеристику качествам ученика, проявившимся в какой-либо деятельности. Творческая книжка была серьезным документом: она заверялась печатью и становилась приложением к школьному аттестату. В наши дни такие характеристики в их первоначальном формате уже не используются, но именно они стали прообразом современных ученических портфолио.

Бывшие ученики Игоря Волкова с большой теплотой вспоминают свои школьные годы и творческую комнату учителя рисования, куда приходить было необязательно, но если туда пришел, уходить из нее не хотелось.

- Он нашел свое призвание в 22 года - главным делом его жизни была педагогика, - говорит его дочь, Ольга Игоревна Лапшина.

В Реутове помнят и уважают Игоря Волкова. В городском музее регулярно проходят выставки его учеников. Недавно в МВЦ стартовал выставочный проект «Учитель и его ученики» посвященный 95-летию со дня рождения педагога-новатора. Это стало возможным благодаря национальному проекту «Культура» и программе Московской области «Культура Подмосковья». Так, на экспозиции можно увидеть картины уже известных художников – Марии Маркеловой, Вячеслава Сологуба, Валерия Данилюка, Ольги Казанцевой. Гравюры Ольги Лапшиной, дочери Волкова, также представлены на выставке вместе с работами ее отца.

Здесь есть работы 13-15-летних школьников - их можно сравнить с тем, что эти вчерашние мальчишки и девчонки пишут сегодня, и удивиться тому мастерству, которому их научил педагог-новатор.

Выставка будет открыта до 7 мая 2022 года.

Дмитрий КРАВЦОВ