Служба для самых маленьких

20 июня 2016 г., 11:06

Просмотры: 440


В 2011 году в результате создания в городе Центра здоровья для детей программа Школы для родителей «Здоровый ребенок» получила дополнительные возможности и встала на новую ступень развития. Теперь стало возможным не только проводить Школу для будущих мам, давать советы по домашнему уходу и воспитанию малыша, но и активно применять известные традиционные и совершенно новые медицинские технологии.

Первые шаги по оказанию ранней помощи детям в нашем городе начинались на базе Реабилитационного центра для детей и подростков «Родничок» ровно двадцать лет назад.

Там удалось запустить проект Школы материнства, которая, к слову сказать, и по сей день успешно работает, но, правда, уже в другом учреждении. К сожалению, тогда не удалось перейти на следующий уровень оказания ранней помощи конкретно детям. Но у нас были очень грамотные мамы, которые по первому же подозрению на нарушения в развитии своих малышей бежали к врачам и совместными усилиями добивались успехов. Они не ждали, когда «само пройдет», а активно сопротивлялись беде, и их старания в итоге были тысячу раз вознаграждены положительным результатом.

Позднее, в период 2001-2009 годах, на базе Научно-методического и социально-реабилитационного областного центра «Семья», кроме Школы матерей, начала проводиться работа по медико-социальной профилактике отклонений в развитии для детей раннего возраста. Грамотные мамочки «бежали» в Центр за советом и поддержкой специалистов, если вдруг им казалось, что ребенок не отвечает возрастным критериям развития. И здесь с помощью врачей, психологов, логопедов, педагогов проводилась разъяснительная работа о том, что надо делать дома с малышом, как заниматься, как понять ребенка, если он не похож на других своих сверстников. Наш опыт переняли специалисты многих городов Московской области, для них мы стали первопроходцами и «центром их профессиональной Вселенной», ведь актуальность темы с каждым годом только нарастала. В то время проект получил свое название «Школа для родителей «Здоровый ребенок».

 

До сих пор для нас остается загадкой, почему на самом взлете проекта и признании коллег на областном уровне было принято решение закрыть отдел медико-социальной помощи в целях «оптимизации» работы социальных центров Подмосковья. Но известно, что все, что ни делается, делается только к лучшему.

Благодаря гражданской позиции и профессиональному пониманию заместителя главного врача по детству и родовспоможению Центральной городской больницы Людмилы Лысенко и в то время заместителя главы города по социальным вопросам Анны Бабаловой, проект не погиб, а продолжил свое развитие на базе городской детской поликлиники ГАУЗ МО «ЦГКБ г. Реутов». В результате создания в городе Центра здоровья для детей программа Школы для родителей «Здоровый ребенок» получила дополнительные  возможности и встала на новую ступень развития. Теперь стало возможным активно применять известные традиционные и совершенно новые медицинские технологии.

Для успешной абилитационной работы (абилитация – развитие первичных возрастных навыков, прим. автора) необходима междисциплинарная команда, которую нам удалось создать. У нас работают: врач-неонатолог, врач по лечебной физкультуре, перинатальный психолог, нейропсихолог, логопед, массажист, инструктор ЛФК.

Современная перинатология диктует новые установки в отношении ухода и развития новорожденных, а также принципов ранней абилитации детей, имеющих факторы риска по нарушениям нервно-психического развития.

Осложнение ситуации в настоящее время связано с интенсивным применением репродуктивных технологий, рождением детей женщинами, которым ранее не рекомендовалась беременность из-за их состояния здоровья, пролонгирование беременности, и, конечно, развитие реанимационных технологий и выхаживание детей, рожденных преждевременно с низкой и экстремально низкой массой тела.

Всё это осложняет жизнь самой матери, обязывает ее обладать соответствующими знаниями. Поэтому становится чрезвычайно актуальным создание структур, в которые мама может обратиться за ранней помощью.


 Школа для родителей «Здоровый ребенок» старается соответствовать требованиям времени. Мамы являются активными партнерами нашей программы, обучаются методам коррекции и стимуляции развития. Наша задача максимально рано помочь ребенку справиться с теми пограничными состояниями, которые у него развиваются в первые 2-3 месяца жизни в результате патологических антенатального, интранатального и раннего постнатального периодов.

Для этого мы широко применяем метод сухой иммерсии, который положительно влияет на нормализацию мышечного тонуса и гемоликвородинамики у ребенка. Сеанс сухой иммерсии хорошо проводить в комплексе с иммерсионным массажем, тактильно-кинестетической стимуляцией кистей рук на фоне музыко-, цвето- и ароматерапии.

После этого ребенок приглашается на курс массажа с гимнастикой. Занятия проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме. На занятиях мы применяем фитболы, используем сухой бассейн, специальные коврики, массажные мячи, другие средства кинезитерапии.

Главный период для ранней абилитации – это первые 3 месяца после рождения. Своими действиями мы стараемся опередить развивающиеся в организме малыша необратимые процессы.

      Позже, после 3 месяцев, ребенок переводится в группу здоровья, теперь он готов к более активным восстановительным мероприятиям. Здесь в обучающем формате мама посещает занятия по формированию двигательных, сенсорных и речевых навыков.

Дети с выраженными проблемами в сенсорной сфере – плохо прослеживающие взглядом за предметами, слабо реагирующие на звуковой сигнал, мало и неактивно проявляющие доречевые и коммуникативные навыки (такие, как, например, - гуление, улыбка), направляются на занятия сенсорной гимнастикой.

Здесь по специальной обучающей матерей методике мы стимулируем развитие зрения, слуха, мелкой моторики, речи, коммуникативных навыков. Такие занятия проводит нейропсихолог.


Руководитель Центра здоровья для детей Т.Е. Туленкова и директор реабилитационного центра для детей и подростков "Родничок" В.И. Сергеева

В нашем Центре всех детей, включенных в программу Школы для родителей «Здоровый ребенок», осматривает логопед. В рамках консультации логопеда проводится диагностика речевых зон, выявление аномалий лицевой области и поражений артикуляционного аппарата в связи с неблагоприятным перинатальным периодом.

Всё это может в дальнейшем отразиться на последующих речевых возможностях ребенка. 

Логопед проводит динамическое наблюдение за малышом и обучает мать методам доречевого и раннего речевого развития в зависимости от клинической картины и возраста ребенка.

По нашим данным, группа детей, занимавшаяся по программе Школы «Здоровый ребенок», к возрасту 1 год имела в среднем более высокие показатели нервно-психического развития, чем группа детей, имевшая те же стартовые проблемы и возможности, но получавшая только традиционную медицинскую помощь в детской городской поликлинике.

И в заключение хотелось бы напомнить, что рабочая группа Центра здоровья, работающая в Проекте «Школа для родителей «Здоровый ребенок», стала лауреатом I Всероссийской премии в области перинатальной медицины «Первые лица», организованной Российской ассоциацией специалистов перинатальной медицины при поддержке Министерства здравоохранения Российской Федерации. Этой наградой был отмечен многолетний и успешный труд, посвященный созданию системы ранней помощи в нашем городе.

Татьяна Туленкова,

руководитель Центра здоровья для детей

ГДП ГАУЗ МО «ЦГКБ г. Реутов»