Реутов. Новости..

Онлайн
трансляция

Яндекс.Погода

вторник, 25 июня

ясно+16 °C

Онлайн трансляция

Екатерина Толшмякова рассказала об особенностях работы со слабослышащими детьми

30 окт. 2018 г., 17:34

Просмотры: 232


Мы мало знаем о нераспространенных профессиях. Слово «сурдопедагог» услышишь не каждый день. А ведь именно они учат говорить детей, имеющих нарушение слуха. На этих людях лежат важные задачи: научить думать, сформировать правильное представление о мире, сделать глухого социально-активным. О том, как работают специализированные образовательные учреждения, рассказала старший воспитатель реутовского детского сада компенсирующего вида для детей с нарушением слуха №7 «НАДЕЖДА» Екатерина Толшмякова.

- От чего зависит, будет ли ребенок говорить?

- Не всем удается, это трудно. Ведь все происходит на уровне мышечных ощущений, так как нет слухового контроля. Ребенок не слышит, что он говорит. Много факторов влияют на успех – особенности личности, интеллектуального развития. Даже желание играет роль. Есть дети, которым просто не интересно говорить. А иногда родители хотят, чтобы ребенок общался только посредством жестов. Как правило, это происходит в семьях, где у родителей тоже глухота.

- Если не с помощью языка жестов, то каким образом у вас происходит контакт с детьми?

- К нам приводят маленьких детей – с 1,5 лет. Даже слышащие дети в таком возрасте не всегда владеют речью. Здесь примерно такая же ситуация. Мы начинаем с того, что учим ребенка говорить и читать. Информация предъявляется ребенку устно и подкрепляется письменным словом. Постепенно за каждым письменным словом закрепляется звуковой образ. Потом, если есть необходимость, для формирования аналитического чтения, уточнения состава слова, присоединяется дактилология – пальцевая азбука, в которой каждая буква обозначается определенной конфигурацией пальцев.

- Это имеет что-то общее с языком жестов?

- Нет-нет, это просто алфавит.

- То есть, среди ваших воспитанников глухонемых деток нет?

- Сейчас в принципе не существует такого понятия «глухонемой». Все глухие учатся говорить, писать. Как только ребенок овладевает письмом и чтением, он уже не немой. Он уже может общаться с людьми посредством письменной речи. Когда я прихожу в группу к малышам, например, они все поднимают табличку со словом «Привет». Сказать они не могут еще, но уже знают, что это слово значит.

- Каким образом педагоги помогают ребенку социализироваться?

- Мы проводим экскурсии, участвуем в городских мероприятиях для дошкольников. Выходим с группами в близлежащие магазины, совершаем покупки, обсуждаем окружающую обстановку, какие слова нужно сказать, чтобы что-то купить.

- Какие варианты пребывания детей в вашем саду есть?

- Обычный и интернатный. Во втором случае мы принимаем детей в воскресенье, родители могут оставить ребенка в детском саду до пятницы. Наш детский сад принимает детей со всей Московской области, включая ее отдаленные районы. Это обусловлено тем, что таких учреждений, в области всего два: в Реутове и в Коломне. Возить детей каждый день из Клина в Реутов и обратно – просто невозможно. Так что интернатная система – выход в такой ситуации, хотя ее и ругают.

- Почему?

- Ребенок должен быть с родителями. Это действительно самый правильный вариант. Но в жизни бывают такие обстоятельства, когда это невозможно.

- С чего начинается день у ребят?

- Подъем в 7:30, сразу же к ним приходит воспитатель с табличками  «Доброе утро», «Вставайте», «Будем умываться». Параллельно проговаривается каждое движение, каждое явление. Так, во время умывания закрепляются понятия «вода», «мыло» и др., правильное использование предметов, закрепление названий действий «намыль руки», «вытри лицо». Потом проводится зарядка, завтрак, а в 9:00 приходит сурдопедагог и начинаются коррекционные занятия по формированию речи, математических представлений, слуха, произношения. Результат работы учителя-дефектолога на 70% зависит от работы, проводимой воспитателем, ведь базовое представление о мире формирует именно он. Мы все работаем в тандеме. Если я, например, учу ребят различать высокие и низкие звуки, музыкальный руководитель на своём занятии отрабатывает и закрепляет этот материал.

 - Какое-то специальное техническое обеспечение помимо слуховых аппаратов у детей присутствует в садике?

- Да, детский сад оборудован специальной звукоусиливающей аппаратурой, для проведения групповых и индивидуальных занятий. Если ребенок не глухой, а слабослышащий, то ему зачастую достаточно имеющегося у него индивидуального слухового аппарата. Тотально глухих людей вообще очень мало в мире.

- Существуют ли хирургические способы восстановления нарушений слуха?

- Да, кохлеарная имплантация. Вместо поврежденного или погибшего слухового нерва устанавливается имплант.   

- Легко ли дети привыкают к новым ощущениям после операции?

- Нужно понимать, что после операции, в плане слуховых ощущений, это будто «только что родившийся человек». Задача сурдопедагога – научить воспринимать окружающие звуки и правильно их интерпретировать. Реабилитация в каждом отдельном случае занимает разное время, но все имплантированные дети проходят те же этапы развития речи и слухового восприятия, что и слышащие. Большинство проимплантированных детей посещают комбинированные и массовые дошкольные учреждения. К нам же попадают дошкольники, у которых помимо проблем со слухом есть еще другие нарушения.

- Как к вам можно попасть?

- Сначала детям необходимо пройти центральную психолого-медико-педагогическую комиссию Московской области, где их обследуют, определяют образовательный маршрут. Затем задача родителей подобрать соответствующее образовательное учреждение.

- А какая у вас вместимость?

- Небольшая. В настоящее время все группы детского сада полностью укомплектованы, но существует возможность консультативного обучения, когда ребенок посещает занятия по индивидуальному графику.

Дарья СПАСОВА