«Стрельцов» не выстрелил: премьера фильма с газетой «Реут»

25 сент. 2020 г., 17:14

Просмотры: 2987


24 сентября в широком прокате состоялась премьера российского фильма «Стрельцов».  Картина снята по мотивам реальной истории. В ее основу легла биография известного советского футболиста Эдуарда Стрельцова, ставшего в 19 лет олимпийским чемпионом, а в 20 осужденного на 12 лет за изнасилование.

Главную роль в фильме сыграл Александр Петров. У нас вообще каждый уважающий себя актер почему-то должен сыграть либо тренера, либо спортсмена, а лучше, как в случае с Данилой Козловским, и того, и другого. Поскольку уважающих себя  секс-символов в последнее время стало много, то и жанр спортивной драмы оказался весьма популярным.

Трудное детство в российской глубинке, упорные тренировки, великая любовь, плюс победный гол, пас, очко, буллит, пенальти, несмотря на проблемы со здоровьем, законом, а иногда и головой (нужное подчеркнуть)  - и вот слезливый фильм о наших прошлых спортивных победах готов. Поплакать один раз можно, но в целом не цепляет, а вот кассовые сборы, благодаря громким именам в составе съемочных групп обеспечены.

Исключение составляет, пожалуй, фильм «Лев Яшин. Вратарь моей мечты» - максимально честный, действительно биографический, без известного красавчика в главной роли. Звезда здесь Яшин, а не тот, кто исполняет его роль.

«Стрельцов», к сожалению, пополнил список пафосных спортивных драм, где спорт выступает лишь фоном для других сюжетных линий. Да и нельзя сказать, что сама фигура Эдуарда Стрельцова заслуживает быть увековеченной в кино.

a2c31f2a538c54730ddf2cd220eb039b.jpg

Из официальных источников известно, что Стрельцов, хоть и был олимпийским чемпионом и  всемирно известной гордостью СССР, не отличался скромностью и  благовоспитанностью, как того требовала советская мораль. Сорил деньгами, злоупотреблял алкоголем, пропускал тренировки, любил шумные компании, и в конце концов после очередного кутежа был обвинен в изнасиловании и осужден на 12 лет тюрьмы, из которых отсидел 5.

В спорт он вернулся, но таких блестящих побед в его жизни больше не было.  Причем арестовали футболиста в аккурат перед ответственным матчем с бразильцами, где на него рассчитывала вся страна.

Режиссер Илья Учитель (сын Алексея Учителя) решил сделать из этой истории мелодраму: добавил любовную линию и превратил изнасилование в подставу в исполнении ревнивца из спорткомитета.

Таким образом, история оказалась  очень далека от правды, но при этом имя и достижения Стрельцова остались. В результате получилась гремучая смесь выдуманных и реальных фактов: невероятно обаятельный герой (ну, подумаешь, со звездной болезнью не справился, с кем не бывает), совершает преступление, потом утверждает, что ничего не помнит — друзья напоили. И все зрители вслед за съемочной группой в едином порыве пытаются его оправдать: ну зачем из-за этой пьяной  глупости губить такой  талант?! …Ничего не напоминает?

Получается, что некие суперспособности и харизма, которые так красочно описаны в первой части фильма, могут помочь избежать наказания. Не нам судить самого Эдуарда Стрельцова. История эта темная, и талант его на суде  не спас. Но кинематограф как вид искусства должен формировать у зрителя адекватное отношение к поступкам человека. Пусть он трижды неотразим и талантлив — у Фемиды не случайно завязаны глаза. У нас глаза не только не завязаны, так еще и присыпаны звездной пылью.

Мягко говоря, странная идея фильма сдобрена красивой историей любви плохиша Стрельцова и комсомолки Аллы в исполнении Стаси Милославской. Женская часть аудитории обзавидовалась, увидев свидание на ночном стадионе и обручение в гардеробе, и тут же забыла, что Стрельцов бабник и алкоголик. Мало нам, женщинам, надо.

Мужскую же часть усыпили красивыми сценами футбольных матчей. Тут постарался сам Александр Мостовой, которого пригласили на съемки в качестве консультанта. Здесь вам и медленно в тишине колышущаяся сетка ворот, и пыль, торжественно осыпающаяся с бутсов, и разгоряченные игроки, одним взглядом меняющие траекторию полета мяча. И вот мы уже вместе с трибунами кричим: «Стрельцов! Стрельцов!»...

Прямого оправдания поступку героя, как и его поведения в целом, в фильме нет, но и объективности никакой. Ну как можно такого красавчика, такого виртуоза, да еще и влюбленного, и в тюрьму?!

Илья Учитель сравнил своего Стрельцова с Есениным. Да, была у них обоих «дурная слава», однако от Есенина женская честь, возможно, и страдала, но вот честь страны — никогда.

В общем, фильм получился настолько идейно провальным, что его не спасла ни фамилия режиссера, ни секс-символы в главных ролях, ни консультации Мостового. Ярко, но не горит, как и весь наш футбол, и в последнее время кинематограф.

Дарья НЕДОШИВИНА