Яндекс.Погода

четверг, 26 ноября

пасмурно-2 °C

Премьера с газетой "Реут": итальянский фильм ужасов на широком экране

18 сент. 2020 г., 12:53

Просмотры: 2605


Фильмы ужасов — редкие гости в широком прокате. Как правило, они имеют возрастное ограничение 18+, но при этом интересны именно молодежи. Чтобы пощекотать себе нервы, люди более старшего возраста пойдут скорее на триллер без фантастической составляющей, поэтому на большие кассовые сборы создателям ужастиков рассчитывать не приходится. И все же в списке киноновинок  время от времени появляются заслуживающие внимания фильмы ужасов, которые находят-таки своего стрессоустойчивого зрителя 18+. Щекотала нервы корреспондент газеты "Реут".

17 сентября в российский прокат вышла картина итальянского режиссера Пупи Авати «Господин Дьявол». Фильм стал экранизацией его же собственной книги. Это история о Фурио Моменте, молодом неопытном чиновнике министерства юстиции, который прибывает в провинциальный городок, чтобы расследовать дело об убийстве подростка. Единственный подозреваемый — ровесник жертвы, который утверждает, что убил самого дьявола.

На первый взгляд, перед нами не очень удачная вариация на тему фильма Ричарда Доннера «Омен». Схожесть сюжетов незаслуженно выставила итальянскую картину в невыгодном свете. Для поклонников жанра ужасов «Омен» стал классикой, которая даже при отсутствии современных спецэффектов пугает так, что потом страшно выйти на улицу. История о пришествии Антихриста в образе мальчика, который, осознав свою дьявольскую силу, сначала сам погружается в кошмар, а потом с упоением создает его вокруг себя, скоро отметит сорокапятилетие. Тем не менее, она до сих пор занимает достойное место в ряду старых добрых ужастиков, таких как «Кошмар на улице Вязов», «Дети кукурузы», «Техасская резня бензопилой», «Восставший из ада» и, пожалуй, «Чернокнижник».

По зрелищности фильму «Омен» «Господин дьявол», конечно, проигрывает. Однако, кроме религиозной темы, детективной составляющей и возраста главных героев, у этих картин мало общего. «Омен» - американская сказка о победе добра над злом. Причем зло здесь приходит на нашу грешную землю извне. Это классический Сатана, которого можно победить распятием и святой водой, что с успехом и делают главные герои во всех трех частях фильма и одном ремейке.

ilsignordiavolo_2.jpg

В картине Авати не все так просто: у дьявола нет конкретного обличья. Более того, непонятно: присутствует ли он вообще в том понимании, к которому привыкли стрессоустойчивые любители жанра ужасов. Казалось бы, налицо все атрибуты религиозного хорора: мрачные монахини, съеденные заживо младенцы, подросток со странными уродствами, делающими его похожим на зверя. Но самого дьявола опять же — нет. В чьем он теле, кто совершает убийства в провинциальном городке и виновен ли в них этот мальчик? Как ни странно, но преступления так и остаются нераскрытыми. Отсюда какая-то скомканность сюжета: виновного по сути нет, но в то же время виновны в одинаковой мере все. Все жители городка, так старательно прорисованного режиссером, погрязли в грехе, в каждом из них сидит дьявол и творит свое черное дело. И этот внутренний дьявол оказывается гораздо страшнее того, что по голливудской версии приходит извне.

В фильме очень много сцен, смотреть которые будет неприятно даже тем, кто не зажмуривался, смотря легендарную «Пилу». Но это не избитая расчлененка, это всего лишь навсего быт и обычная жизнь провинциального итальянского городка, в котором происходят страшные события. Люди здесь до крайности бедны как материально, так и духовно, они физически некрасивы, почти уродливы. Нормальную работу здесь не найти, развиваться или уехать невозможно. Женщины идут либо в монахини (куда ж без них), либо в блудницы. Мужчины много пьют, часто бьют, нехотя работают. Рвота, грязное белье, свиньи, помои и над всем этим беспомощная католическая церковь.

Создавая этот страшный мир, порождающий дьявола в каждом его обитателе, режиссер не упускает ни одну деталь, показывает всю неприглядную изнанку духовной нищеты, чтобы у зрителя не было сомнений: вот она — настоящая преисподняя и дьявол в ней господин.

Тема у фильмов «Омен» и «Господин Дьявол» хоть и одна, но итальянская картина глубже, что делает ее жанр ближе к арт-хаусу. «Омен» зрелищнее, понятнее, динамичнее. Одно музыкальное оформление чего стоит.  «Господина» смотреть не столько страшно, сколько неприятно. Городок шокирующе омерзителен, а если приглядеться, в нем и мистики-то никакой нет, но при этом жутко до дрожи, потому что пришествие антихриста все-таки маловероятно, а вырастить чудовище внутри себя вполне возможно, и тут уже никакая святая вода не поможет.

Дарья НЕДОШИВИНА

Обсудить тему

Введите символы с картинки*