Там, где сегодня кино не снять

20 марта 2014 г., 17:24

Просмотры: 327


«Дворянское гнездо»: продолжение истории…

«Дворянское гнездо»: продолжение истории…

На юге Московской области, всего в километре от городской черты старинного Серпухова, буквально в пятидесяти метрах от довольно оживленного шоссе, находятся руины настоящего дворца – одного из самых роскошных и, вместе с тем, самых малоизвестных и заброшенных в столичном регионе. Этот исторический уголок также вошел в список первоочередных на реставрацию по губернаторской программе «Усадьбы Подмосковья».

НАСТОЯЩЕЕ

202970.jpg

Настоящее - Вид сегодня

Исследователь культурного наследия Сергей Странник нынешнее состояние уникального памятника описал таким образом: «Вокруг старого дворца князя Вяземского в усадьбе в Пущино-на-Наре свалка, внутрь него заезжают на джипах, стены штурмуют юные альпинисты. А старый дворец князя Вяземского стоит себе и стоит, не отвечая на оскорбления людей. В старом дворце непоколебимая гордость римского патриция».

Примерно такой, как на старой фотографии, эту усадьбу еще можно было увидеть в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино». Шикарный дворец в палладианском стиле, итальянские арки, греческие портики: здесь, в Пущино, разворачивались события чеховских историй. Спустя 38 лет все выглядит иначе, не так, как в кино… Главный дом сегодня – руинированное двухэтажное здание, где сохранились восьмиколонный парадный портик и четырёхколонный портик паркового фасада. Усадебный комплекс расположен практически в черте малоэтажного района деревни Пущино, в ближайшем окружении — фермерское хозяйство, земли сельхозназначения, бывшие детские оздоровительные лагеря. В общем, унылое зрелище.

ПРОШЛОЕ

202968.jpg

Прошлое - Так было

Родовое древо Вяземских восходит своими корнями к генеалогии князей Киевской Руси. Вяземские, являясь прямыми потомками князей Рюрика и Мономаха, были представителями высшей титулованной знати Российского государства. В их родовом гербе на фоне княжеской мантии под княжеской короной на почетном месте располагается герб Смоленска (пушка с сидящей на лафете птицей), указывающий на бывшее земельное владение древнего княжеского рода на Смоленщине – город Вязьму (отсюда и фамилия). Один из Вяземских, Сергей Иванович в 90-х годах XVIII столетия был владельцем усадьбы Пущино-на-Наре. Он завел у себя суконную фабрику, на которой трудились крепостные крестьяне.

Здесь у него в Пущине часто бывал Петр Вяземский – поэт и друг Александра Пушкина.

В советское время главное здание усадьбы использовалось как общежитие для работников пущинского отделения совхоза «Большевик».

Разрушение усадьбы началось в 1970-е годы, чему способствовали местные жители, которые растащили памятник архитектуры на стройматериалы. В конце 1980-ых усадьбу собирались восстановить и устроить там профилакторий для работников бумажной фабрики, но фабричное руководство посчитало этот проект невыгодным из-за сильных разрушений и повреждений как самого основного здания, так и флигелей, находящихся рядом с ним.

Да, много повидала усадьба хозяев в советское время, но даже в самые тяжелые времена владельцы находили возможность поддерживать усадьбу в должном виде. Все изменилось, когда здание перешло на баланс Института белка Российской академии наук, который в 96-м году передал усадьбу Академии наук. Сделано это было с расчетом на то, что Академия, располагая большими финансовыми возможностями и имея опыт проведения реставрационных работ, возьмется, наконец, за усадьбу. Увы, этого так и не произошло – состояние всех шести строений вскоре было признано аварийным. Многочисленные проверки, предупреждения и даже иски не исправили положения – памятник был на грани гибели.

«…Каждая уцелевшая деталь бывшего усадебного дворца выдает незаурядный талант архитектора, имя которого мы можем назвать лишь предположительно. Зато доподлинно известно имя заказчика – хозяина усадьбы. Таковым являлся Сергей Иванович Вяземский. Братья Вяземские – Сергей и Андрей, практически одновременно (в 1790-х годах) приобрели себе по поместью к югу от Москвы и развернули в них масштабное строительство. Выстроенные в каждой из них дворцы обладали выдающимися архитектурными достоинствами, но судьба их прямо противоположна. Усадьба Андрея Ивановича – Остафьево – одна из самых известных в Подмосковье, сейчас в ней расположен музей, за ее состоянием внимательно следят. Усадьба Сергея Ивановича, о которой наша речь, широким кругам неизвестна, практически не изучена специалистами, полностью заброшена и используется в качестве места для свалки и прочая… Из местного населения, пожалуй, только вороны, несмотря на свою дурную репутацию, непричастны к разорению этого дворянского гнезда...

Такой описал усадьбу краевед Антон Тилипман, которого вид дворца на Наре подвиг на написание строчек:

Мало дворцов отыщется,

Прекраснее, чем в Пущино.

Когда-то – из самых напыщенных.

А ныне – из самых запущенных.

Змеятся по стенам трещины,

Вода из фонтанов спущена...

Кому ты теперь завещано?

Сколько тебе отпущено?

БУДУЩЕЕ

И вот Министерство культуры Московской области включило многострадальную усадьбу в первый список губернаторской программы «Усадьбы Подмосковья» в числе 17 объектов культурного наследия, где указаны технические характеристики памятника, его историческая и архитектурная ценность, описание, географическое положение и исторические снимки.

Согласно постановлению Правительства Московской области «Об утверждении порядка установления льготной арендной платы и ее размеров в отношении объектов культурного наследия, находящихся в собственности Московской области» инвесторам, направившим средства на реставрацию подмосковных усадеб, предоставляется приоритетное право брать помещения памятников архитектуры в аренду для хозяйственных нужд по льготной ставке. Срок аренды по проекту закона о льготных ставках аренды разрушенных усадеб может достигать 49 лет. Так что дворец в Пущино-на-Наре также ждет своего мецената, заинтересованного в возрождении и популяризации культурного наследия региона.

Людмила Калугина<--break->