Яндекс.Погода

воскресенье, 6 декабря

ясно-10 °C

Премьера с газетой "Реут": нужен ли Цою Учитель?

13 нояб. 2020 г., 9:55

Просмотры: 1775


12 ноября в широкий прокат вышел фильм Алексея Учителя «Цой». Неоднократный перенос даты премьеры, споры с родственниками певца, а также неоднозначная оценка предыдущего байопика о Викторе Цое «Лето» режиссера Кирилла Серебренникова сильно подогрели интерес к картине. Однако большинство отзывов о фильме Учителя оказались резко отрицательными, а многие поклонники группы «Кино» вообще решили картину бойкотировать.

В чем же дело? Рекламный баннер фильма, напоминающий концертную афишу группы «Кино», многообещающе приглашает погрузиться в мир творчества легенадарного рок-певца. Известные актеры играют родных и  знакомых Виктора Цоя, что, возможно, приоткроет тайны его личной жизни. Слухи о том, что на экране воссоздадут момент аварии, в которой погиб Цой, наводят на мысли о том, что тайна этого злосчастного поворота трассы Слока-Талси наконец будет раскрыта. И, конечно же, название фильма громко заявляет, что на экране развернется байопик, как минимум уровня «Богемской рапсодии» о Фредди Меркьюри. 

На деле зрители получили абсолютно выдуманную историю, которая якобы произошла после гибели Виктора Цоя с его близкими. По сценарию в автобусе, который везет гроб с телом певца из Риги в Ленинград, оказываются жена Цоя Марьяна, их четырехлетний сын Александр,  гражданская жена  — Наталья Разлогова, второй муж Марьяны рокер Рикошет, продюсер группы «Кино» Юрий Айзеншпис, фотограф группы Вика и еще какие-то непонятные люди. Реальные имена героев изменены. Наталья стала Полиной. Видимо, потому что ее играет Паулина Андреева, Марьяна превратилась в Марину, сын Саша стал Женей, которого играет почему-то семилетняя дочь Учителя Маша.

IMG_1643.jpg

Между героями всю дорогу происходят какие-то разборки, к Цою и трагедии имеющие лишь косвенное отношение. Полина и Марина делят между собой мужчину, сидя возле его гроба. Айзеншпис (Игорь Верник) пытается вытрясти из водителя «Икаруса» запись последнего альбома, которую тот якобы украл с места дтп. Пьяный Рикошет стучит по крышке гроба и кричит: «Витя, встань!», а сын Саша, он же Женя, он же Маша на коленях у водителя автобуса поет песню Цоя. Везет всю эту гоп-компанию в Ленинград водитель злополучного «Икаруса» Павел Шелест, которого играет Евгений Цыганов, пытаясь таким образом искупить свой грех. Чего-то более абсурдного придумать было бы сложно. Однако, по словам режиссера, перед нами не что иное, как философская притча о внутреннем конфликте водителя, косвенно ставшего причиной смерти Виктора Цоя.

Нужно сказать, что на самом деле водителя «Икаруса» никто не преследовал и в тюрьму не сажал, потому что  правил дорожного движения он в момент аварии не нарушал. Винить его в смерти певца могли только люди весьма недалекие, это все равно что обвинять дерево, возникшее на пути у  уснувшего за рулем водителя, поэтому все эти кпз, милиция, преследования фанатов, которые показаны в фильме, - больная фантазия сценаристов, да еще и  плохо проработанная режиссером. Неудивительно, что линия Цыганова так и не смогла стать основной.

IMG_1650.jpg

 «Ну а с Цоем-то что?!» - возникает резонный вопрос, ведь логично предположить, что фильм все-таки о нем. Учитывая, что правообладатели не разрешили использовать в фильме музыку группы «Кино», а актера, похожего на Цоя не нашлось, единственное, что есть от певца в фильме — это закрытый гроб с его телом и отрывочные воспоминания о нем пассажиров едущего в Ленинград автобуса. Если сложить все эти воспоминания воедино, то образ получается мало приятный и совсем на рок-идола непохожий. О том, как мастерски Алексей Учитель умеет развенчивать культ личности, мы знаем по фильму «Матильда», где досталось даже святому, который в молодости имел неосторожность поддаться плотской страсти.

Цою же досталось от Учителя просто за то, что он, оказывается, человек, а не идол: зарабатывал деньги своим творчеством, ушел от жены с ребенком к другой женщине, да и вообще страдал звездной болезнью. «Этому вы поклоняетесь?!» - как бы спрашивает нас великий и ужасный Алексей Учитель. Но при этом забывает, что люди идут не за самим поэтом, а за его лирическим героем, а это есть не одно и то же, иначе нам пришлось бы вычеркнуть из нашей культуры весь «Серебряный век». Да и зачем развенчивать культ личности, если эта личность сеет разумное, доброе, вечное?

2c14e9c5a78e9f8665d0243a7a660828.jpg

Но и на этом режиссер не останавливается. Современные поклонники Цоя не хоронили своего кумира. Многие родились уже после его смерти, для них всегда «Цой жив» и все, без всяких оговорок. Но нет — синий гроб навязчиво маячит в кадре, кощунственно напоминая об обратном. Человек-то, конечно, погиб, но хочется верить, что его лирический герой будет жить еще очень  долго, вопреки таким вот  притчам.

Дарья НЕДОШИВИНА

Обсудить тему

Введите символы с картинки*