Яндекс.Погода

четверг, 21 января

небольшой снег-13 °C

Премьера с газетой "Реут": Ещё раз о войне

05 нояб. 2020 г., 9:47

Просмотры: 2344


4 ноября в широкий прокат вышел фильм о подвиге Подольских артиллерийского и пехотного училищ «Подольские курсанты». Картина рассказывает о событиях октября 1941 года, когда курсанты получают приказ занять оборону на Ильинском рубеже и сдерживать совместно с регулярными частями 43 армию фашистских захватчиков, пока не подойдет подкрепление. Золотой фонд армии, будущие офицеры и при этом вчерашние мальчишки, не видевшие не то что войны — жизни, 12 дней сдерживают наступление немцев и ценой огромных потерь становятся преградой на пути врага к Москве.

Так уж повелось, что тема Великой Отечественной войны для российского зрителя, да и вообще для любого человека, деды и прадеды которого подарили нам мир на земле, всегда была и будет животрепещущей. Потому что «нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой». И, если уж снимать кино о войне, то хорошо: технически качественно, идейно содержательно и исторически достоверно.

Военная драма Вадима Шмелева «Подольские курсанты» соответствует всем этим критериям. В отличие от многих фильмов о войне, снятых в последнее время, картина оставляет после просмотра парадоксальное светлое чувство. Зритель вдруг понимает ценность и хрупкость мира и осознает счастье каждого мига жизни, потому что фильм, как ни странно, не о смерти. Да и вообще качественный фильм, даже если это военная драма, не должен вводить зрителя в уныние, а о качестве «Подольских курсантов» позаботилась вся съемочная группа: от режиссера до водителей.

podolskiekursanty_21.jpg

Главные роли сыграли Евгений Дятлов (Иван Стрельбицкий, полковник, начальник Подольского артиллерийского училища), Сергей Безруков (Иван Сторчак, капитан) и Алексей Бардуков (Афанасий Алешкин, лейтенант). Самих курсантов, в также девушек санинструкторов в силу их нежного возраста сыграли пока неизвестные, но очень талантливые актеры. Им хотелось сопереживать: радоваться первому поцелую Сашки Лаврова и саниструктора Маши, гордиться подвигом робкого Славика Никитина, умиляться воспоминаниям Мити Шемякина о его первой любви, смеяться над вечно голодным курсантом Богатовым, которому в разведке удалось не только «языка» взять, но и ананас у него стащить. 

Все эти мысли: о любви, о еде, цветочках и предстоящих свадьбах — простых житейских радостях - никак не может вытеснить война из буйных голов курсантов. Они даже умирают со словами о любви к девушке, к маме, к другу или жалеют о несбывшемся. Ни один из героев не погиб со словами о любви к родине. И со стороны режиссера это было очень честно — показать, что в таком возрасте у человека еще даже не успевает сформироваться понятие патриотизма и четкое понимание того, зачем он вообще воюет.

prA3gL8w3KRoqV8YbQyxAqaW22p.jpg

Старшее поколение — генерал-майор Смирнов, капитан Старчак, военврач Никитина и начальник училища Стрельбицкий понимают, за что воюют курсанты и какую цену им придется за это заплатить. Поэтому идейными двигателями сюжета становятся именно они.

Герой Евгения Дятлова полковник Стрельбицкий первым узнает о том, что курсантам придется принять удар на себя. Когда он едет в автомобиле, чтобы объявить приказ своим подопечным, в окне его машины отражаются первые несмелые танцы парочек, звучат признания в любви, играет осенний вальс. Как найти правильные слова, чтобы остановить это естественное течение жизни и отправить этот золотой фонд армии на верную смерть?

podolskiekursanty_12.jpg

Военврач Никитина, по совместительству мать одного из курсантов, провожая сына на передовую, просит его не совершать глупостей. В переводе с материнского на русский — не совершать подвигов. И это тоже со стороны режиссера очень честно. Было бы странно, если бы она наставляла сына воевать за родину до последней капли крови. И курсант обещает ей глупостей, то есть подвигов, не совершать, но в бою он нарушает это обещание и погибает со словами «вы только маме не говорите».

Герой Безрукова, капитан Старчак тоже предельно честный персонаж. Верит дружбе больше, чем документам, и допускает, что иногда нужно действовать не по уставу, иначе «все рядком поляжем».

podolskiekursanty_8.jpg

В фильме, как и предполагает жанр, очень много смертей. Однако, в отличие от той же картины «Ржев», где оторванные конечности и вытекающие глаза крупным планом не дают следить за сюжетом, натурализма в «Подольских курсантов» немного. Кадр сменяется за секунду до того, как зритель испуганно закрывает глаза, и за это авторам фильма огромное человеческое спасибо. В конце концов это кино, а не точное воспроизведение происходящего в окопе, и смерть героя нужно пережить душой, а не, простите, желудком. А чтобы тронуть душу, достаточно показать вдруг резко состарившееся лицо девушки санинструктора, бегущей к раненому, или снежинки, не тающие на лице убитого, или кленовые листья, которые опадают в такт словам Лаврова о тех, кого уже нет в живых. Так показать физическую и душевную боль, мужество молодых ребят и девушек, подвиг человека, страстно желающего жить, могут только настоящие мастера кинематографа.

Благодаря продюсеру Игорю Угольникову, режиссеру Ивану Шмелеву и замечательным актерам, в ряду которых много еще незнакомых зрителю имен, в копилке Фонда кино появился еще один хороший фильм о Великой Отечественной войне, за который не стыдно, потому что снимать о войне надо либо хорошо, либо никак.

Дарья НЕДОШИВИНА

Обсудить тему

Введите символы с картинки*