Сейчас в эфире
Радио-1 Подмосковье
03 окт. 2018 г., 12:30
Просмотры: 829
- Учатся ли в вашей школе дети по инициативе родителей, сами не выражая особого желания?
- Есть такие, и родители в этой ситуации понимают, что желание отдать ребенка в музыкальную школу обусловлено прежде всего собственными нереализованными желаниями и амбициями. Тем не менее, они не просто вопреки желанию ребенка заставляют его ходить в школу, они заражают желанием. А потом уже он сам втягивается. К тому же, здесь ребенок находит друзей на групповых занятиях.
- Можно ли вообще заставлять ребенка учиться музыке или рисованию?
- Нет, это неправильно. Можно создать условия, показать разнообразие вариантов, организовать деятельность. Дух противоречия очень силен в современных детях, может возникнуть полное отторжение. Бывает, что просто дисциплинируя ребенка, родители помогают средним результатам превратиться в достижения. А иногда все происходит наоборот: талантливые дети, не получая дозу контроля, не развивают свои задатки и учатся очень посредственно.
- Есть ли у вас собственная особенная методика обучения?
- Конечно, написаны программы, есть масса наработок за 40 лет стажа. Но методика не может быть универсальна. Это же дети, это маленькие личности. К каждому нужен индивидуальный подход.
- Вы и музыкант, и педагог. Кем вы себя первостепенно ощущаете?
- Как педагог. Все, что я сейчас делаю для воспитания детей - главное в моей жизни.
- Насколько важно присутствие дополнительного образования в жизни ребенка?
- Это очень важно. Особая культура, отношение к жизни. У занятых делом детей оно правильное.
- Чем увлеченные дети отличаются от тех, кто еще не нашел себя или не ищет по каким-то причинам?
- Они более организованны, понимают, что есть дело, в котором они могут себя реализовать. Конечно, не все, кто оканчивают музыкальную школу, становятся музыкантами. Но это и не так важно. Для кого-то годы обучения станут просто трогательными воспоминаниями. И эти воспоминания передадутся детям. Ребята, чьи родители были когда-то увлечены музыкой, приходят в музыкальную школу и говорят: «Мой папа играет на саксофоне, я научусь играть на фортепиано и смогу ему аккомпанировать». Это же замечательно. У нас даже существуют концерты под названием «Семейные ансамбли», когда наши ученики выступают совместно со своими творческими родителями на одной сцене. Взрослые зачастую больше волнуются, чем их дети. Кроме того, у увлеченных детей – свои интересы. Иногда им со сверстниками, у которых нет такой отдушины, просто не найти общий язык. Ведь у них более развит кругозор.
- К чему вы готовите родителей, которые приводят к вам своих детей?
- Родители сейчас довольно продвинутые. Все и морально, и финансово готовы. Чтобы заниматься, дома должен быть инструмент. Ежедневно музыке нужно будет уделять какое-то время. Если ребенок действительно видит в музыке будущее и делает успехи, в его жизни появятся концерты, конкурсы. И я говорю не только о местных мероприятиях. К ним придется тщательно готовиться, возможно, ездить с ребенком в другие города.
- Что первостепенно: талант или труд?
- Талант это не определяющее. Это толчок, который может упростить слегка последующий путь. Но без труда талант не будет развиваться. За упорной работой - девяносто процентов успеха.
- Бытует мнение, что музыкальная школа – это непрерывные занятия. Многие боятся отнять у детей детство, отдав ребенка в такую школу.
- Нет, нет, нет. Это совсем не правда. В дополнительном образовании есть свои прелести. Даже такая мелочь, как концертная одежда. Дети поднимаются на сцену в красивых платьях, костюмах – это всегда какое-то волшебство, праздник. Важно, чтобы родители правильно могли распределить время: радостные минуты общения в школе были смешаны с прогулками и отдыхом. Сейчас у школьников много забот, дети загружены, и найти баланс – не всегда просто.
- Вы же не просто педагог, а директор школы. Грубо говоря, менеджер, и львиную долю времени вынуждены посвящать этой не творческой стороне работы. Вас это не тяготит? Как вы все успеваете?
- Второе мое образование – «Менеджмент организаций», так что я знакома с этой спецификой полностью. Первую половину дня на работе чаще всего трачу на оформление документов. Но педагогической деятельности не мешает.
- Что приоритетнее?
- Все важно. Мне нравится и менеджмент, и преподавание. От всего я получаю удовольствие. Да, иногда устаю во время аврала, но ничто меня не тяготит. Да и коллектив помогает.
- Расскажите о нем.
- Это замечательные люди. Коллектив состоит из самых разных специалистов. Даже с точки зрения поколений. Есть те, кто стояли у истоков. Это опытные педагоги с огромным стажем. Есть учителя среднего возраста, которые сочетают в себе и понимание детской психологии, и вдохновение от собственного дела. Молодые преподаватели – это огонь. Они состоят из чистого энтузиазма. Готовы ехать куда угодно, на любой конкурс, куда ни позовут: Петербург, Екатеринбург или Казань – не важно. И вместе все эти прекрасные люди создают теплую, уютную атмосферу в школе. Я очень люблю свой коллектив.
- Что самое важное для учителя?
- Быть профессионалом и психологом в одном лице, который может понять ребенка и помочь ему. Это не всегда просто, и найти общий язык – важно. Дети всегда чувствуют эмоции и отвечают на них.
- Были ли случаи, когда музыка спасала ребенка в тяжелых жизненных обстоятельствах?
- Был совершенно удивительный случай. Ко мне привели заниматься на фортепиано мальчика с родовой травмой руки. Она почти не двигалась и плохо развивалась. Врачи сказали, что ничего сделать не удастся, это на всю жизнь. Мы занимались, это было очень трудно и для него, и для меня. В итоге он хорошо закончил музыкальную школу. Рука восстановилась, произошла полная реабилитация. На глазах мамы были слезы радости.
Дарья СПАСОВА