Место, где оживают куклы

15 янв. 2015 г., 10:51

Просмотры: 237


«Театрик.com» в Реутове за полтора года своей работы завоевал репутацию одного из самых необычных театров Подмосковья

«Театрик.com» в Реутове за полтора года своей работы завоевал репутацию одного из самых необычных театров Подмосковья

«Кукла, как скрипка, на ней нужно научиться играть. Взять неживой предмет и оживить – задача очень сложная», – говорит директор реутовского театра кукол Игорь Корсаков. Куклы здесь общаются со зрителями, спектакли «пекут» прямо на сцене, а дети сами мастерят Буратино. 

Этот театр начался не с вешалки 

В июне 2013 года выпуск-ник кукольного отделения нижегородского училища театрального искусства Игорь Корсаков вместе с двумя близкими друзьями поставил первый спектакль «Утенок Никанор» в помещении бывшей бильярдной на 4-м этаже одного из торговых центров города, в зале, где еще не было ни декораций, ни осветительных приборов. «Мы были какое-то время бродячим театром, но каждый актер мечтает о своем доме. Кукольные театры начинались с Петрушки, с представлений на торговых площадях. Они всегда нуждались в большом потоке людей. Так что в каком-то смысле, размещаясь в магазине, мы возвращаемся к традициям кукольного искусства», – поясняет худрук. 

Когда Театрик обзавелся сайтом, название театрик.com зазвучало на современный лад. Оказалось, что с появлением этого ресурса театр смог заявить о себе, и больше зрителей стало приходить на спектакли. С тех пор руководство старается шагать в ногу со временем, постоянно внося инновации в одно из самых древних видов театрального искусства. 

В поиске нового формата семейного отдыха

Сегодня в театре работает труппа из восьми актеров и несколько десятков кукол. Репертуар насчитывает восемь спектаклей, среди которых «Колобок», «Гуси-лебеди», «Три поросенка», «Коза-дереза», «Морозко». Все они авторские. Драматурги театра кукол стараются даже классические истории рассказать по-новому. Казалось бы, что нового может быть в сказке «Колобок»? Но в Театрике все действие переносится на кухню. Куклы создаются на глазах у детей из предметов кухонной утвари: разделочная доска с глазами – это заяц, две корзины – медведь, а решетка для барбекю – волк. Старая сказка «выпекается» на глазах у зрителя. «У нас небольшое помещение, поэтому театр очень уютный, здесь царит душевная атмосфера. Каждый ребенок может поучаствовать в том, что происходит на сцене: задать вопрос кукле, потрогать ее. После спектакля дети вместе с актерами играют в какие-то игры. Мы постоянно находимся в поиске нового формата семейного отдыха», – говорит Корсаков.

Помимо классических спектаклей, сегодня в театре проходят шоу, игры-квесты, празднование дней рождений, а в отдельном зале работает выставка «Театральная сказка» с красочными макетами. Зрительный зал рассчитан на 50 мест, но кресла могут двигаться, трансформируя пространство сцены. Все в этом театре: от кресел и до кукол – сделано руками актеров.

Во время праздников в Театрике проходила новогодняя программа. Дети путешествовали по сказкам вместе с актерами, участвуя в сюжетах знаменитых историй. Например, малыши с Папой Карло мастерили Буратино, примеряя ему разные носы и придумывая имя кукле, забрасывали снегом Снежную Королеву, помогали Принцессе найти горошину, чтобы она смогла наконец-то уснуть. 

Игорь Корсаков признается, что спустя полтора года работы он стал лучше понимать, что интересно зрителю. «Раньше нам хотелось ставить Шекспира, а теперь мы понимаем, что наш зритель хочет чуда, правдивой истории. В ходе голосования на сайте большинство посетителей выбрало «Красную Шапочку». Ее в следующем году и будем ставить».

Кукольник – это призвание

Управлять куклой гораздо сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. Подготовка актера-кукольника занимает не меньше пяти лет, тогда как драматический актер уже спустя три года обучения может выходить на сцену. Кукла должна стать живой – актеры наделяют ее характером, силой, переживаниями. Поэтому кукольник не только актер, но еще и режиссер. «Если ребенок не понимает, что актер говорит и за себя и за куклу, тогда все сложилось. Он верит, что кукла живая, в этом и есть магия кукольного театра», – объясняет Корсаков.   

Елена Соколова, выпускница Гнесинки, работает в реутовском театре кукол уже год. Сейчас она играет во всех спектаклях театра. Ее любимый – «Утенок Никанор». В нем она управляет всеми шестью куклами: от мальчика Андрейки до Серого Волка. «Находясь за ширмой, ты не видишь детей и работаешь с ними через куклы, изменяя голоса, ставя себе музыку. И когда дети начинают тебе отвечать – это бесценно. Значит, ты смог их увлечь, это очень сложно, но и интересно одновременно», – признается Елена. «Ребенок – это особый зритель. Он как лакмусовая бумажка для актера. Дети сразу чувствуют фальшь. Если у тебя плохое настроение, ты неважно себя чувствуешь, они перестают тебе верить и уходят от тебя», – отмечает актриса. 

Недавно в Театрике заработала еще и детская студия. Сейчас в ней занимается 15 детей в возрасте от 3 до 5 лет и от 6 до 9 лет. Профессиональные актеры ставят детям голос, учат их работать с куклой, разучивают сказки и стихи. 

Все для зрителя

Как говорят в театре, любимый зритель здесь – это дети в возрасте от 5 до 7 лет. Но Театрик один из немногих в Подмосковье, куда приглашают и малышей полутора лет. Зрительская база реутовского театра насчитывает более 3500 тысяч человек, только за новогоднее время представления и спектакли посетило более тысячи зрителей. Сюда приезжают родители с детьми из соседних городов: Железнодорожного, Люберец, Химок, а также московских районов Новогиреева, Новокосина. 

Екатерина Хлыщева