Реутов. Новости

Онлайн
трансляция

Яндекс.Погода

четверг, 21 сентября

пасмурно+15 °C

Онлайн трансляция

Гордо реет русский флаг

14 июня 2016 г., 9:30

Просмотры: 157


В 2019 году Россия отметит 350-летие государственного флага. До второй половины XVII века в России не было флагов. Были известны воинские стяги древнерусских полков, на которых изображались Лики Спасителя, Богородицы, святых. Перед ними, освященными как иконы, совершали молебны русские воины. 

В литературе описаны стяги Дмитрия Донского на Куликовом поле. Древнейшие дошедшие до наших времен русские знамена относятся к XVI веку. Среди них – знамя Ивана Грозного времен Казанского похода, знамя Ермака.

Впервые трехцветный флаг Российского государства был поднят на первенце русского военно-морского флота корабле «Орел» в селе Дединово в 1669 году.

«Оку не принято называть великой, хотя именно такой она была для молодого Московского государства, став главнейшей коммуникацией нарождавшегося единого российского рынка», – отмечают историки, краеведы Андрей Шаблин и Сергей Кочетков в книге «Дединово – село морское».

Дединову выпала честь стать «первым отечественным адмиралтейством» – родиной первенца российского военно-морского флота, фрегата «Орел». История первой русской государственной судоверфи началась с указа царя Алексея Михайловича – отца будущего императора Петра Великого.

То значение, какое придавал постройке морских судов на Дединовской верфи царь Алексей Михайлович указывает тот факт, что все работы проводились под контролем приказа Новгородской четверти, ведавшему городами, располагавшимися на побережье Белого моря – единственного «окна в Европу» в середине XVII века. 17 ноября 1667 года государева верфь перешла в управление Посольского приказа – министерства иностранных дел Московского государства. Оба этих ведомства возглавлял выдающийся государственный деятель – Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин – «русский Ришелье», о котором великий русский историк Василий Осипович Ключевский писал: «Никто из Московских государственных дельцов XVII века не высказывал столько как он, преобразовательных идей и планов, которые после осуществил Петр».


В декабре 1667 года царь издал указ «О титуле царском и о государственной печати», подготовленный летом того же года АЛ. Ордин-Нащокиным. Этот документ стал первым постановлением российского законодательства о форме и значении государственного герба – «орла двоеглавого». А затем последовал еще один царский указ о присвоении фрегату названия «Орел» в честь русского государственного герба. В документе было указано, что кораблю «велено прозвание дать Орлом», а капитану отдали приказ – поставить на носу и корме по фигурке орла, а на знаменах и еловчиках (вымпелах – ред.) – нашивать изображения орлов.

Царю Алексею Михайловичу в марте 1667 года была подана «роспись», что еще надобно к корабельному строению, помимо уже заказанных и доставленных материалов:

«63 аршин киндяку (хлопчатобумажная ткань – ред.) на знамя, на среднее большое дерево, 108 аршин киндяку на знамя, что живет на корме, 30 аршин киндяку на знамя, на переднее лежачее дерево, что на носу, 42 аршин киндяку на долгое узкое знамя. А цветами те же киндяки как великий государь укажет…»

С постройкой новых морских судов возникала проблема обозначения государственной принадлежности корабля. Для этих целей служили флаги. Любой моряк того времени, увидев на мачте британский флаг, мог определить, что судно принадлежит королю Соединенного Королевства Англии, Шотландии и Ирландии. Цвета русского флага, впервые поднятого на корабле «Орел» в селе Дединово говорили любому иностранцу, знающему в морском деле, что грозное судно принадлежит Великому Государю, Царю и Великому Князю Всея Великие, Белые и Малые России Самодержцу. Цвета русского флага соответствовали землям, составлявшим единое государство: красный - Великороссия, синий – Малороссия, белый – Белоруссия.

«Необходимость вывешивать знамена на русских кораблях ранее не возникала именно потому, что на внутренних водных коммуникациях таких опознавательных знаков не требовалось», – поясняет историк-краевед Сергей Кочетков.

Для изготовления флагов 9 апреля 1667 года Сибирским приказом было велено «прислать из меновых товаров триста десять аршин киндяков да сто пятьдесят аршин тафт червчатых, белых, лазоревых к корабельному делу на знамена и еловчики», говорится в издании Археографической комиссии. В марте 1669 года Давид Бутлер и астраханец Иван Савельев принимали построенный корабль, признали его годным для хождения по Хвалынскому морю. И тогда оперативно было решено и о флаге.

Наконец, 7 мая 1669 года «Орел», а также суда сопровождении - яхта, бот, шнеки и струги вышли из Дединова. «Орлом» командовал Давид Бутлер, яхтой – Ламберт Гельт. Об отбытии флотилии можно прочитать в книге Яна Стрейса «Три примечательных и крайне бедственных путешествий по Италии, Греции, Лифляндии, Московии, Мидии, Персии, Ост-Индии…».

«За небольшой отрезок времени существования дединовской судоверфи с 1667 по март 1670 года здесь были построены еще несколько морских судов. Предназначение флотилии было в первую очередь для защиты торговых судов на Волге и Каспийском море», – говорится в книге «Дединово – село морское».

Этот период стал знаковым для государства в плане становления российской символики – герба и флага. Впервые государственный герб стал использоваться не просто как печать на документах, подтверждающих волю царя, а как символ государственной власти. И, наконец, впервые, на российском корабле был поднят государственный флаг.

Подготовила Ольга Иосипенко,

Луховицкое информагентство

газета «Луховицкие вести»