Предотвратить трагедию

13 марта 2014 г., 14:56

Просмотры: 415


Причины детской агрессии

Причины детской агрессии

3 февраля в 263 школе Москвы вооруженный двумя винтовками старшеклассник взял в заложники около 20 учеников. Кроме того, злоумышленник открыл стрельбу, в результате чего погибли учитель и полицейский, а еще один сотрудник правопорядка получил серьезные ранения. После произошедшей трагедии многие задумались о детской агрессии и ее причинах. Среди возможных причин называют чрезмерную педагогическую нагрузку, недосмотр школьного психолога, агрессивные компьютерные игры… Трагедия стала поводом задуматься о том, что происходит с нашими детьми? И можем ли мы, взрослые, уменьшить риск повторения трагедии?

200722.jpg

Маленький собственник


Для начала разберемся: что такое агрессия, откуда она берется и как формируется агрессивное поведение? Биологи называют агрессией инстинктивное поведение животных, выражающееся в нападении или угрозе нападения. Психологи – деструктивное поведение, противоречащее нормам социума и наносящее вред объектам нападения. И те, и другие сходятся во мнении, что в основе агрессии лежат эмоции злости, страха, ярости и т.п. То есть базовые эмоции. Их испытывает каждый человек, так как они нужны для обеспечения жизненно важных функций.

Вообще любая человеческая эмоция имеет свое назначение и свой смысл. Так, страх и злость выполняют функции защиты, подают сигналы о необходимости скорректировать свое поведение (затаиться, убежать, напасть), мобилизуют ресурсы. Для обеспечения возможности выполнения этих функций организм человека начинает «работать» иначе. Например, страх влияет на выброс адреналина, который обеспечивает частичное обезболивание и разогрев мышц (человек меньше чувствует боль, становится подвижнее, и ему проще убежать или защититься).

Однако поведение человека, испытывающего эмоцию, обусловлено не только работой организма, но и правилами жизни в обществе. Существуют социально-одобряемые и неодобряемые формы выражения тех или иных эмоций, или – формы поведения. Подчеркнем: именно поведение может являться социально-одобряемым или неодобряемым, но не эмоции, естественность которых обусловлена физиологией.

Приведем пример. Если у человека отнимают что-то, принадлежащее ему, он злится! Однако, испытывая чувство злости, может повести себя по-разному: закричать, подраться, высказать недовольство или убить обидчика. Очевидно, что часть этих действий с социальной точки зрения «нормальна», а часть – нет. И большинство взрослых людей эту разницу понимают. Однако эти знания не являются врожденными и в детстве мы только учимся их соблюдать.

С раннего возраста (2-3 лет) ребенок отслеживает реакции родителей на собственные действия и именно они становятся для него ориентирами на многие годы. Что говорит родитель в ответ на действия ребенка, какую эмоцию транслирует (одобряет или нет) – все это влияет на формирование у ребенка знаний о том «что такое хорошо и что такое плохо».

К примеру: ребенок играет в песочнице и кто-то из сверстников отбирает у него игрушку. Естественная эмоция, возникающая при этом, – обида (то есть сочетание боли и злости). Не имея представлений о существующих правилах поведения, ребенок бьет обидчика, и именно в этот момент появляется взрослый, который как-то реагирует на действия ребенка. Например, говорит: «Немедленно прекрати, так нельзя!», то есть сообщает ребенку, что тот поступает «плохо». Эти слова помогают ребенку сформировать знания о социальной норме. Но тут же кроется ловушка и возможное основание для формирования агрессивного поведения.

Дело в том, что в связи с особенностями мышления ребенок не способен отделить эмоции от поведения и начинает верить в то, что плохо и вести себя «таким образом», и «испытывать такие эмоции» вообще, а значит, ребенок начинает думать, что он больше никогда не должен злиться. Ребенку крайне важно получить знание о том, что эмоции естественны, а уже способ их выражения можно выбирать – от взрослого. И если родитель не уточняет, а реагирует на всю ситуацию целиком («Немедленно прекрати, так нельзя!»), ребенок оказывается в ловушке. Он злится, но при этом чувствует вину за то, что злится. И единственный вывод, который может сделать маленький ребенок в этой ситуации: надо очень постараться и больше никогда не злиться, а так как это невозможно, выход только один – начать сдерживать свои эмоции. И именно от того, что ребенок начинает сдерживать свои эмоции, его поведение становится неуправляемым и агрессивным.

Суть процесса похожа на закипающий чайник, у которого нет отверстия для выхода пара. Какое-то время пар скапливается внутри, но рано или поздно чайник взрывается! То же происходит с эмоциями, которым не позволяют вырываться наружу. Сдерживая эмоции, человек теряет способность контролировать их, и уже эмоции начинают управлять человеком. Даже понимая, что бить других детей плохо, такой ребенок становится неспособным удержаться, когда его «захватывает» злость.

Что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку разделить свои эмоции и поведение? Очень просто: говорить об этом. Родителям необходимо называть эмоции, которые проявляет ребенок, подчеркивая их естественность и уместность. А уже после этого уточнять, что «плохого» в форме их выражения. Например, в ситуации с песочницей можно сказать: «Я вижу, что ты очень разозлился, от того, что мальчик отнял твою игрушку! Любому бы было обидно! И, конечно, ты зол! Но я не могу позволить тебе бить мальчика, так как это нехорошо – ты можешь сделать больно и себе, и ему!» После этого родитель может предложить выразить злость конструктивно. Например, сказать мальчику о своей обиде.

Именно с помощью таких объяснений у ребенка формируется здоровое отношение к эмоциям (я имею на них право, они естественны) и умение управлять ими. Так же он усваивает правила поведения в обществе (какие бы эмоции я ни испытывал, что-то делать «хорошо», а что-то «плохо») и учится вести себя неагрессивно. Однако существуют и другие психологические факторы, влияющие на формирование агрессивного поведения:

– Если взрослые в семье сами демонстрируют агрессивное поведение, ребенок будет копировать их действия. Например, родитель может говорить, что драться «плохо», но при этом физически наказывать ребенка. Дети осваивают большинство навыков, именно копируя взрослых. Поэтому, чтобы ребенок научился неагрессивному выражению эмоций, родителям необходимо своим примером демонстрировать эти навыки, а не просто говорить об этом.

– Если ребенок постоянно находится под давлением, злость будет верным спутником его жизни (ведь основная задача злости – защита) и просто не будет успевать выплескиваться наружу. Именно поэтому крайне важно обсуждать ситуации, вызывающие протест ребенка, не заставлять, но мотивировать ребенка, давая возможность защищаться, конструктивно и неагрессивно отстаивая права.

– Иногда агрессия – единственный способ привлечь внимание родителя, которое является жизненно необходимым для ребенка. И если родитель эмоционально реагирует в основном на агрессивное поведение ребенка, тот обречен постоянно его демонстрировать. Чтобы изменить эту ситуацию, родителю нужно больше внимания обращать на конструктивное поведение ребенка, и меньше – на поведение агрессивное.

Резюмируя вышесказанное, хочется подчеркнуть: основное влияние на формирование поведения ребенка, действительно, играет семья. В силах каждого родителя развить у ребенка умение управлять своими эмоциями и проявлять их неагрессивно! В Реутове на помощь родителям в этом вопросе приходят психологи центра «Преодоление», которые 6 дней в неделю принимают всех желающих. И если у вас есть вопросы, связанные с воспитанием ребенка, помните: двери центра открыты для вас! Приходите, и давайте вместе сделаем вашего ребенка счастливым, а отношения в семье – теплыми и конструктивными. Предварительная запись на консультацию осуществляется по телефону 8-495-528-07-08.

Карина Рубеновна Карамян,

психолог ГКУСО МО «Реутовский СРЦН «Преодоление»<--break->